
В книге представлены кроссворды, охватывающие новую школьную программу 1-2 классов по русскому языку, математике, чтению и другим предметам, при этом большинство кроссвордов позволяют установить межпредметные связи. Особое внимание уделено играм с буквами и словами. Впервые исследованы такие интересные темы, как "Анаграммы в кроссвордах", "Палиндромы в кроссвордах", "Цифровые кроссворды", "Цифровые ребус-кроссворды", "Кроссворды без вопросов", "Задания на зачёркивание и объединение", "Эхо-задания" и другие.
Опыт показывает, что задания именно такого типа дети младшего возраста предпочитают как выполнять, так и придумывать. На ранних этапах ребятам свойственно стремиться к быстрому достижению успеха. Поэтому в книге много сравнительно легко решаемых малоклеточных кроссвордов. Но есть и задания, над которыми придётся поломать голову.
В качестве связующей формы для всех заданий выбран кроссворд, приучающий детей правильно записывать слова. Для того, чтобы кроссворды выполняли развивающую функцию, нужно непременно делать их тематическими. Так как темы, доступные для детей, подразумевают сравнительно небольшой объём слов, то в большинстве случаев мы применяем разновидность кроссворда, имеющую только одно пересечение.
Поэтому нам показалось целесообразным создать книгу, которая поможет современным первоклассникам подружиться со словом и расширит лексический запас каждого ученика.
Очень мало оригинальных авторских работ, а ведь именно такие издания должны "обслуживать" школьную реформу. Среди мастеров занимательного цеха нового поколения можно отметить Ю.Гурина, Л.Зубкова, Л.Мочалова, С.Федина и некоторых других. Однако все эти работы, как правило, предназначены для детей старше 8 лет.
Если до 90-х годов 20-го века в нашей стране издавалось мало сборников ребусов, викторин, кроссвордов, всевозможных затей для ребят, книг по занимательной математике и грамматике, то в последние годы почти каждое серьёзное издательство уделяет подобным изданиям особое внимание. В результате только пособий, посвящённых жанру забавной математики, ежегодно издаётся не менее 20-30. Но беда состоит в том, что подавляющее большинство подобных работ выглядят как близнецы. Рынок наводнён книгами безвестных (а подчас и анонимных) составителей, которые используют одни и те же материалы, кочующие из сборника в сборник. Досадно и то, что раз за разом, из книги в книгу переходят ошибки и неточности. Возьмём, к примеру, хрестоматийную задачу "Волк, коза и капуста", придуманную, по всей видимости, учителем Карла Великого Алкуином (на русском языке она была опубликована в 1789 году). Почти во всех книгах приводится только один способ решения этой задачи, но ведь есть и другой, равноценный вариант, который обязательно должен быть отражён в книге, рассчитанной на детей младшего возраста! И подобных примеров - не счесть.
В последние годы в связи с реформой системы образования появилось большое количество альтернативных учебных курсов для начальной школы. В их числе - "Обучение грамоте", "Фонетика, лексика, грамматика, правописание", "Коммуникативно-ориентированный курс русского языка", "Литературное чтение", "Чтение и начальное литературное образование", "Чтение и литература", "Азбука словесного искусства", "Начальное литературное образование", "Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики", "Математика и конструирование", "Зелёный дом", "Окружающий мир", "Природа и люди". Для начальной школы написаны такие факультативные курсы, как "Шахматы - школе", "Твоя вселенная", "Введение в народоведение", "Планета загадок" и другие. Всё это требует поиска новых форм подачи учебного материала и разработки большого количества занимательных заданий для учащихся.
На наш взгляд, выполнение данного вида заданий особенно полезно детям, только что научившимся читать. Решение кроссвордов - не только любимейшее развлечение младших школьников, но и эффективное средство, применяемое в целях развития языковой культуры учащихся и формирования необходимых знаний. Не случайно ни одно периодическое издание, предназначенное для младших школьников, не обходится без кроссвордов (в частности, в самом интересном и многотиражном детском журнале "Мурзилка" регулярно печатаются наши тематические кроссворды).
Первый русский кроссворд был опубликован в 1924 году. С тех пор решение кроссвордов - любимое занятие миллионов россиян. Нередко только из-за наличия в издании кроссвордов читатели подписываются на те или иные газеты. С 1993 года в нашей стране издаются специальные справочники эрудита по решению кроссвордов. С каждым годом подобных материалов выпускается всё больше, и они становятся всё толще. Учёные давно заметили, что решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, повышает эрудицию, способствует развитию сообразительности и ассоциативного мышления.
В "Книге рекордов Гиннесса. 1988" (М.: Советская Россия, 1989, с.97) кроссвордам посвящены четыре рубрики: "Первые", "Самый большой", "Самое быстрое и медленное решение", "Самые постоянные составители". В книге отмечено, что первый дошедший до нас кроссворд был опубликован в сентябрьском номере американского журнала "Святой Николас" в 1875 году, а его отдалённый аналог обнаружен на стене в городе Сайренстере в 1868 году.
Кроссворд, согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова представляет собой "игру-задачу, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова". Термин "кроссворд" образовался из сочетания двух английских слов "cross" - "пересечение" и "word" - "слово". Появившись в конце 19-го века, игра-задача быстро завоевала популярность во всем мире. Три страны спорят за право называться родиной кроссворда: США, Англия и ЮАР.
(Интернет-версия истории кроссворда в пособиях для детей младшего возраста)
Занимательное - детям
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, родителей, учителей, методистов, библиотекарей.
Решение кроссвордов - не только любимейшее развлечение младших школьников, но и эффективное средство, применяемое в целях развития языковой культуры учащихся и формирования необходимых знаний.
В книге представлены кроссворды, охватывающие новую школьную программу 1-2 классов по русскому языку, математике, чтению и другим предметам, при этом большинство кроссвордов позволяют установить межпредметные связи. Особое внимание уделено играм с буквами и словами. Впервые исследованы такие интересные темы, как "Анаграммы в кроссвордах", "Палиндромы в кроссвордах", "Цифровые кроссворды", "Цифровые ребус-кроссворды", "Кроссворды без вопросов", "Задания на зачёркивание и объединение", "Эхо-задания" и другие.
(М.: ТЦ "Сфера", 2002. 192 с.)
Избранные занимательные задания из книги И.Г.Сухина "200 школьных кроссвордов: 1-2 классы"
Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
Сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
Комментариев нет:
Отправить комментарий